Петр Ищенко, генеральный директор СК «Феникс-Гран»

Сегодня строительные компании переживают сложные времена: смена запросов клиентов, значительный спад по вводу жилья – все это связано с недоверием к экономической ситуации в стране. Люди убрали деньги на «черный день», деньги перестали работать и экономика встала. Тем не менее, та истерия, которая недавно отчетливо наблюдалась на рынке недвижимости постепенно прошла. Сегодня практически все строительные компании работают на грани рентабельности и не рассчитывают на долгосрочную прибыль. В приоритетах – быстро построить, чтобы максимально быстро реализовать и погасить кредит.

Потребители также меняют свои приоритеты: сегодня люди хотят за меньшие деньги приобрести квартиры с большим количеством комнат, в связи с этим падает метраж. Например, средний метраж для «трешки» сегодня составляют 60 кв.м. Важна возможность перепланировки, а, следовательно, растет спрос на квартиры с большим количеством окон. Эта тенденция актуальна для семей с детьми и пришла к нам из других городов.

Как видим, все вопросы решаемы, самое главное для нас – не допускать простоя рынка, деньги должны работать. И, несомненно, все строительные компании сегодня остро нуждаются в государственной поддержке – только с его помощью мы сможем создать определенную стабильность и хотя бы маленький рост.

Вероника Новоселецкая, начальник агентства недвижимости «ЮУ КЖСИ»

Я предполагаю, что текущее состояние рынка не изменится, как минимум до 2018 года, и пока нет предпосылок к его улучшению. Мы живем в условиях, когда потребитель не уверен в завтрашнем дне, а значит и его покупательская способность остается низкая. Плюс ко всему – у нас достаточно мало инвесторов. В те же «полуторки» и маленькие студии люди сегодня вкладывают намного меньше денег, потому что понимают, что заработать на этом как раньше уже невозможно.

Следовательно, жилье приобретается в основном для себя, а значит, большая часть покупателей рассчитывает на ипотечное кредитование. Получается замкнутый круг: чтобы оформить ипотеку, нужно быть уверенным в том, что твой доход завтра будет не меньше, чем сегодня. Но, к сожалению, у людей этой уверенности нет, хотя сегодня мы видим очень хорошие ставки по ипотеке и вполне доступные цены на жильё.

Олег Никулин, член Совета директоров ЖБИ-1

Спад или рост сектора недвижимости того или иного региона всегда индивидуален. На рынке Челябинска на сегодняшний день мы видим стагнацию, но, допустим, в той же Башкирии мы заключили контракты на более чем миллион квадратных метров жилья, выступая в роли проектантов, которые закладывают инновационные технологии для дальнейшей реализации через строительство. Есть спрос – закономерно идет и наращивание рынка.

В Челябинске, на мой взгляд, катастрофических перемен ожидать не стоит, поскольку мы уже очень сильно откатились назад, и сегодня, находясь на этом «дне» начали формировать свое понимание о том, как дальше жить и взаимодействовать. Будем надеяться, что нашиполитики смогут организовать не только рынок жилья, но и финансовый рынок – это необходимо региону, чтобы быть привлекательным для инвесторов. Нужно понимать, что именно с приходом инвесторов у нас будет развиваться и промышленность, и сельское хозяйство, и недвижимость.

Андрей Соколовский, директор АН «Институт недвижимости»

Переломный момент на рынке недвижимости Челябинска уже позади – сегодня отрасль понемногу выходит из кризиса, это заметно даже по  настроению покупателей. Если в первое полугодие 2017 года присутствовала выжидательная позиция и ориентация на цены, то сегодня все больше людей принимают решение о покупке жилья. Эта тенденция актуальна в самых разных сегментах и ценовых категориях, и мы надеемся, что в дальнейшем ситуация будет только улучшаться.

Анна Шипина, заместитель управляющего АН «РиэлтСтройком»

В данный момент по Челябинской области выдано разрешений на строительство всего на 800 тысяч квадратных метров. Застройщики понимают, что это очень низкая цифра для области, и она наглядно говорит о том, что нас ожидает в ближайшем будущем.

Сегодня мы отчетливо видим тенденцию роста спроса на квартиры среднего метража. Однако стоит учитывать один нюанс: для клиента важен не сам метраж, а то, какую квартиру можно купить за эти деньги. Этим объясняется отсутствие большой разницы в цене между однокомнатной, двухкомнатной, и  трехкомнатной квартирой.

Со своей стороны мы максимально стараемся создать все условия для того, чтобы клиент мог приобрести квартиру: это и «Ипотечные каникулы, и электронная регистрация с пониженной процентной ставкой, и ипотека без первоначального взноса, которую мы используем в наших строящихся объектах. Очень хорошо себя показал и «trade-in» — зачет старой квартиры при покупке новой. Самое главное – это сохранять позитивный настрой, поскольку в мышлении людей страхов намного больше, чем в реальной жизни.

Оригинал статьи - Деловой Квартал.